Mercury – 75 лет совершенства
В городке Фон-дю-Лак, где до сих пор находится штаб-квартира и головное предприятие Mercury Marine, в июне 2014 прошли торжественные чествования 75-летия компании. По этому случаю Mercury, конечно, подготовила несколько приятных сюрпризов
В магазинах компании «Активный отдых» представлена широкая линейка моторов Mercury, которые пользуются большим потребительским спросом. Но, вероятно, не все знают, что в прошлом году компании, которая их производит, исполнилось 75 лет. Когда в 1939 году молодой бизнесмен Карл Киекайфер (Carl Kiekhaefer) приобрел в городке Цедабург (Cedarburg), штат Висконсин, недавно обанкротившуюся мануфактуру, то, говоря начистоту, он не имел ни малейшего понятия о лодках и подвесных моторах. По задумкам Карла, новое предприятие должно было быть переоборудовано под изготовления магнитных сепараторов для сельскохозяйственных нужд. До сих пор Висконсин славится своим сыром, молоком и отборной мраморной говядиной. Маленькая проблема состояла лишь в том, что вместе с долгами неудачливого предшественника, Киекайфер получил в наследство 384 бракованных подвесных лодочных мотора... Именно таким случайным образом и родился знаменитый ныне бренд Mercury, ведь обладая крепким инженерным образованием, сметливый Карл Киекайфер смог в короткий срок отремонтировать те дефектные движки, а затем и удачно продать их известному американскому ритейлеру. Дальше - больше, невероятный успех ожидал молодого бизнесмена с немецкими корнями уже через год, когда после демонстрации на Нью-Йоркской боутинговой выставке целой линейки подвесных двигателей (пять вариантов мощностью от 2.5 до 3 л.с.), предприятие Киекайфера получило громадный по тем временам промышленный заказ - срочно надо было изготовить 16 000 штук! Естественно, что в тот момент все проекты молочных сепараторов на Kiekhaefer сразу были накрепко забыты. В последующие годы Mercury брал новые высоты - практически сразу после войны, когда Киекайфер производил в основном бензопилы, 10 - сильный Mercury Lightning потряс индустрию своими невероятными скоростными достижениями (спортсмены, использовавшие данный мотор, регулярно обгоняли 16- и 22-сильные модели конкурентов). В 1956 году появился Mark 75 - первый шестицилиндровый и самый мощный подвесной двигатель того времени. Пять лет спустя мир был потрясен стационарами MerCruiser, и практически сразу же эта марка завоевала 80% рынка двигателей с поворотно-угловой колонкой. В 1996 году Mercury Marine в очередной раз произвела маленькую революцию в боутинговой индустрии, впервые в мире внедрив в подвесные лодочные моторы технологию прямого впрыска топлива (OptiMax DFI). В 2012 мы увидели новый 150-сильный четырехтактник, который удачно сочетает преимущества двухтактных движков (малый вес, мощность, простота обслуживания) с самыми современными технологиями. Прошло 75 лет, и детище Киекайфера (в 1961 году Kiekhaefer Corporation была приобретена Brunswick Co и переименована в Mercury Marine) представляет собой глобальную империю с 80 предприятиями в 22 странах. Нынче на лодочных моторах «Меркурий» работают 5400 человек во всех концах земли, и годовой оборот компании превышает 2 млрд. долларов! В небольшом городке Фондю- Лак (Fond du Lac), где до сих пор находится штаб-квартира и головное предприятие компании, в июне текущего года прошли торжественные чествования ее 75-летнего юбилея. Но Mercury не был бы признанным королем водных просторов, если бы к такому событию не подготовил несколько приятных сюрпризов. Но обо всем по порядку. Brunswick и Mercury Marine Как уже говорилось выше, более 50 лет предприятие Киекайфера входит в корпорацию Brunswick (производство катеров, фитнесоборудование, бильярдная индустрия) с годовым оборотом в 3.9 млрд. долларов. Доля Mercury Marine в этом заманчивом пироге довольно весома - 48%. И поэтому на юбилее в Висконсине присутствовал не только новый президент «Меркурия» Джон Пфайфер (John C. Pfeifer), но и президент всего Brunswick Марк Шваберо (Mark D. Schwabero). Оба руководителя были открыты для любого общения и быстро решали самые разные журналистские ребусы. Забегая вперед, скажу, что российский «орешек» оказался обоим начальникам не по зубам. На мой вопрос о новых разработках в области двухтактных двигателей в сегменте до 25 л.с. ответ Пфайфера был довольно уклончивым. Что, в общем-то, и неудивительно - на долю всего Старого света в объеме продаж Mercury Marine приходится только 12%, в то время как один лишь рынок США потребляет 65% выпускаемой ими продукции. И позже, в личной беседе президент Пфайфер горячо уверял меня, что качество бензина в РФ постоянно улучшается и не далек тот день, когда и на одной шестой части планеты навсегда забудут про двухтактники… Ну, что тут сказать – детской наивности американцев можно только позавидовать. Шумит-гремит родной завод! Мы шаркаем специальными бутсами с коваными носками по громадным цехам головного завода Mercury Marine в штате Висконсин. Масштаб, конечно, впечатляет! Одно лишь сборочное производство (завод №17) в длину растянулось почти на целый километр. Маниакальная подозрительность и недоверие к субподрядчикам сохранилась тут со времен основателя фирмы. Здесь до сих пор практически военная пропускная система и максимальная локализация производства за одним общим забором. Говоря аллегорически - с одной стороны на завод поступает железная руда, с другой выходят красавцы двигатели с черными, белыми или серыми колпаками (этот цвет принадлежит марке Mariner). Может быть, именно поэтому рекламации на продукцию фирмы (чуть более 1%) находятся на одном уровне с такими гигантами мирового масштаба как Ford, John Deer и Apple. Вокруг пышут жаром мартены, кое- где снуют роботы или идет конвейерная сборка. В отличие от японцев, американцы, работающие на конвейере, не производят впечатления монотонных роботов, хотя в большинстве случаев, как было сказано в известном отечественном фильме, «печатью интеллекта не обезображены». Здесь есть и громадный тест-центр. На каждую модель подвесника приходится по 500 тестовых часов, на стационар – ровно вдвое больше. Социальный пакет на предприятии такой вкусный, что в первую смену можно попасть только после 15 лет работы и то, если повезет. Анализируют на Mercury и качество металла в двигателях главных конкурентов. Журналистам показали редукторы от Yamaha, Suzuki, OMC и родного Mercury. Каждую железяку аккуратно запилили на миллиметр, а затем опустили в соленую воду. О результатах такого теста вы, наверное, догадываетесь безо всякой подсказки. В Фондю-Лаке нынче делаются все четырехтактные двигатели мощностью от 75 до 300 л.с. и двух - тактники DFI мощностью от 75 до 250 л.с. Все остальные «меркурийские» движки рождаются либо на собственном заводе в Шанхае, либо на совместном производстве с Tohatsu в Японии. Также в Висконсине рождаются двигатели MerCruiser объемом от 2 до 8.2 л. Очень впечатляет производство винтов, где запросто можно пройтись глазами от восковой формы зеленого цвета до блестящего «водяного пропеллера» самой невероятной конструкции (здесь производятся винты по специальным заказам для разных отраслей промышленности). Много моторов хороших и разных. С 2007 года в Mercury Marine на исследовательские разработки было потрачено 511 млн долларов. От - части американцы вовремя прочувствовали застой в водно-моторной индустрии, отчасти «помогли» сторонние факторы. Например, в области стационарных движков в этом году прекращается сотрудничество с GM. Вот и получилось, что за последние 11 месяцев на Mercury Marine родилось восемь новых дизельных стационаров. Нам продемонстриро- вали новенький 379-килограммовый TDI 4.2 L, разработанный на основе Audi. Также мне удалось самому покататься на 4.5-литровом MerCruiser V 8. Но об этом несколько позже. Главная же изюминка торжественного банкета состояла в презентации новой четырехтакт- ной линейки мощностью 80, 100 и 115 л.с. На разработку серии ушло 3 года и 17 000 тестовых часов. Моторы сделаны из фирменных «меркурийских» сплавов (Xk 360 и A356) с очень низким содержанием меди, это принципиальное отличие Mercury от конкурентов. Базовый двигатель объемом 2.1 л весит 163 кг. В каждой мощностной категории есть модификация СТ с увеличенным диаметром редуктора. Здесь передаточное число 2.38:1 (в базовых моделях 2.07:1). Данная модификация мотора предназначена для использования на катерах, занимающихся грузоперевозками, или же на судах, постоянно глиссирующих на малых скоростях. На СТ можно применять винты большего диаметра. В моторах этой серии повышена шумо - и виброизоляция, не требуется регулировка клапанов, масляный фильтр заменяется безо всяких инструментов. Они экономичны, легки, и их внешний вид несет следы самых современных дизайнерских изысков. К сожалению, глубоко под колпак мы не заморачивались, зато хозяева поля выкатили на тесты 12 самых разнообразных бортов. Водные процедуры Испытания проходили в городке Ошкош (Oshkosh, так звали главного местного индейца), где расположен тест-центр Mercury Marine. Он построен на озере Виннебаго (Winnebago), длина которого порядка 50, а ширина – 10 км, можно смело сказать – это настоящее море. Ветер, волна, все как полагается. Организаторы попытались максимально представить возможные варианты применения нового семейства двигателей – РИБ, скоростная бассовая лодка, обычная рыболовная «железка», прогулочный пластиковый катер, рекреационный понтон… Стояли и борта с новыми стационарами, на которых можно было по- пробовать джойстиковые системы управления судном. Приборная панель современных рыболовных катеров уже почти похожа на самолетную – от тумблеров, лампочек и дисплеев в глазах рябит. Теперь «меркурийский» SmartCraft легко совмещается в работе с Simrad и Lowrance, так что по забитым в карт-плоттер точкам катер хоть двое суток может ходить самостоятельно и с нужной вам скоростью. Это дело мы попробовали на красавце Statement 37 SUV 10, сделанном в городе Санкт-Петербург (Флорида). Он оборудован спаркой новеньких MerCruiser TDI V8, по 370 лошадок каждый. Максимальная скорость – 56 миль (48.7 уз), при этом расход топлива 42.5 галлона в час (1.3 мили на галлон). Скажу честно – очень и очень впечатляет! Поясню сразу - на всех американских приборах прописаны статутные мили (1608 м) и галлоны (3.76 л). Приемистость, маневренность, скорость - если бы не цена, то впору бы и забывать про обычные подвесные движки. Дальше мне достался так называемый «представительский круизер» Formula 400 SS (41’6”), оборудованный парой 520-сильных MerCruiser, сделанных на Mercury Racing. Стоимость пакета «всего» 640 000 зеленых рублей, соответственно, и начинка кокпита оказалась самого премиального ранжира. Максимальная скорость 59.1 мили (расход топлива при этом 81.7 галлона в час или, как любят говорить американцы, 0.7 мили на галлон). Круизная скорость на 4000 об/мин – 43.3 мили (расход 46.5 г/ч или 0.9 м/г). Моим напарником по тесту Tracker V175 UT, запряженному Mercury 115 EFI с винтом SpitFire, оказался профессиональный пилот завода Питер Шнайдер. На воде парень проводит не менее 2000 часов в году, так что о моторах и их повадках знает практически все. – Мы находимся в стране «Меркурия», почему же на Виннибаго видим и «Ямахи», и «Эвинруды»? Конечно, их в разы меньше, чем вас, но все же… – У нас в Америке многое зависит от пакетных и маркетинговых предложений, – отвечает улыбчивый Питер. – Как ни люби «Меркурий», но если американцу предложат однотипный силовой блок на четверть стоимости дешевле, перед этим не устоит и сам Обама. Хотя многие просто хотят выпендриться... На этой лодке мы разогнались до скорости 20 миль за 6.12 секунды. На 5925 оборотах стрелки показали 43 мили (37.4 уз) и расход топлива 10.9 г/ч (3.9 м/г). На спортивной бассовой лодке Tracker 190TX с Mercury 100EFI мне удалось снять показатели на всех ча- стотах вращения коленчатого вала. От нуля до 20 миль мы с Даниэлем Кларксоном разогнались за 6.4 секунды, до 30 миль за 9.87 секунды. Он на Mercury Marine уже 24 года и работает в инженерном департаменте. Занимается анализом гарантийных претензий клиентов во всем мире. – Если обобщить, то какие же основные причины «смерти» Меркурия в руках конкретного владельца? "Их всего две", - без запинки отвечает Даниэль. - "Первая - плохое топливо, хотя наши лабораторные данные говорят, что на дрянном бензине «Меркурий» умирает последним из всех моторных брендов, ведь мы проводим тесты и на значительно меньших октановых числах, чем рекомендованный 87-й. Вторая - карбюратор. Почему-то владельцы таких движков, что в Нигерии, что в Австралии, что в России считают своим делом заняться его модернизацией. А когда не получается, едут в гарантийную мастерскую. Однажды я поинтересовался у такого горемыки - зачем же он туда полез? Оказалось, что до карбюратора проще всего добраться!" Под занавес тестового дня настал мой черед выйти в море на РИБе американского производства М 570 с Mercury 115 EFI. Действительно, ни шума, ни вибрации на малых оборотах двигателя не наблюдалось. Что происходило дальше, сказать трудно, ибо полуметровая волна и сильный ветер не давали заострить внимание на такой малой проблеме. Этот пакет, по моему мнению, был, как говорится, девке в самый раз, ведь на скоростную бассовую лодку напрашивался именно 115-й двигатель. Посмотрите на результаты замеров, и вам многое станет ясно. В таких погодных условиях комфортной зоной для судовождения был интервал между 3500 и 3700 об/мин. От 0 до 20 миль катер с надувными бортами разогнался за 6.6 с. Очень хороший показатель. На вечернем юбилейном банкете, когда все уже съели по куску именинного торта, когда после крепких тестов и тостов даже израильский представитель Mercury Marine Ёрум Блюм добродушно пожимал руку своему коллеге Аюбу Аль-Хадже из ОАЕ, когда все прошлись по залам недавно открытого «меркурийского» музея и услышали тост Кевина Гоцки «суть Mercury - это воплощать сложные вещи самым простым путем», после всего этого вдруг к горлу подступил непонятный комок. Точно такой случается при расставании с близким и дорогим тебе человеком. Ведь Mercury - это больше, чем мотор, примерно так давным-давно рассуждал и Карл Киекайфер. И, не глядя на то, что его детищу минуло 75 лет, это - есть не что иное, как сама истина.